Шинирование зубов – это один из методов лечения пародонтита, целью которого – укрепить подвижные зубы. Добиться этого можно двумя путями:
— при помощи связывания группы зубов стекловолокном,
— при помощи зубных протезов.
Для чего нужно шинирование подвижных зубов?
При пародонтите средней и тяжелой степени подвижность зубов становится одним из основных симптомов заболевания. Обычно подвижность зубов начинается при атрофии костной ткани более 1/4 длины корня зуба. Поэтому существует прямая связь между величиной атрофии кости и степенью подвижности зубов.
Обнажение шеек передних зубов – это один из визуальных признаков атрофии костной ткани. На рентгенограмме в этом случае мы можем увидеть убыль кости. В норме костная ткань должна доходить практически до шейки зуба. В тот момент, когда при пародонтите возникает подвижность зубов – скорость разрушения (атрофии) костной ткани многократно ускоряется. В свою очередь, разрушение костной ткани вокруг зуба приводит к еще большей подвижности зубов. По сути (при отсутствии лечения) процесс приобретает неконтролируемый характер с постоянным прогрессированием симптомов воспаления, в том числе и подвижности зубов.
Со временем, под воздействием жевательной нагрузки подвижные зубы начинают постепенно менять свое положение, наклоняться в разные стороны, а также веерообразно расходиться. Вот чтобы все это предотвратить и необходимо шинирование зубов.
Рассмотрим каждый из этих методов.
1. Шинирование подвижных зубов стекловолокном.
Шинирование передних нижних зубов.
Если шинируются передние нижние зубы, то в этом случае на внутренней поверхности, например, 4-х, 5- ти или 6-ти нижних передних зубов сначала делается горизонтальная борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Потом в эту бороздку укладывается цельная стекловолоконная лента. После чего, борозда (вместе с находящейся в ней стекловолоконной лентой) заливается светоотверждаемым композитом.
Конечно, у этого метода есть противопоказания, поэтому нужна консультация стоматолога- пародонтолога. Количество зубов, которое берется в шину, будет зависеть от состояния всей группы передних зубов. Кроме наиболее подвижных зубов в шину обязательно должны браться неподвижные зубы (обычно это клыки). Это позволит разгрузить подвижные резцы, т.к. благодаря жесткой шине клыки будут забирать на себя большую часть жевательного давления.
Шинирование передних верхних зубов.
Шинирование передних верхних зубов применяется при подвижности зубов, при угрозе или уже при наличии веерообразного расхождения зубов. В этом случае в зубах также высверливается борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Однако чаще всего борозда высверливается на передней поверхности верхних зубов, после чего в нее укладывается стекловолоконная лента и закрывается фотополимерным пломбировочным материалом.
Обратите внимание, что при помощи пломбировочного материала можно сделать так, что широкие межзубные промежутки будут ликвидированы. Количество зубов, которое будет браться в шину – будет зависеть от клинической картины.
Шинирование боковых зубов.
Если шинируется боковая группа зубов, то бороздка под стекловолоконную ленту высверливается не на внутренней, а на жевательной поверхности нескольких зубов. В борозду точно также укладывается стекловолоконная лента и заливается световым композитом.
В результате чего достигается эффект от шинирования. При отсвечивании фотополимерной лампой стекловолоконной ленты – она превращается в очень твердую балку, надежно прикрепленную к зубам. Зубы (при помощи такой балки) сцеплены все вместе и, как правило, совершенно неподвижны.
Стекловолоконная балка на зубах (шина) позволяет также перераспределить жевательную нагрузку между зубами. Даже накусывая на один зуб – нагрузка будет равномерно распределяться по всем зубам, входящим в шину. Это очень важно, т.к. при пародонтите зубы не только подвижны, но и слегка расходясь – теряют контакт друг с другом.
Результат потери контакта между зубами – каждый зуб несет максимум нагрузки и не способен распределять нагрузку между соседними зубами через такие контакты. В этих условиях костная ткань атрофируется значительно быстрее. Шинирование зубов в таких условиях – значительно увеличит срок службы таких зубов и остановит (или замедлит) атрофию кости.
2. Шинирование подвижных зубов коронками.
В этом случае зубы сначала депульпируются (пломбируются корневые каналы) и потом обтачиваются под коронки. После чего на них уже фиксируют «спаянные» друг с другом коронки, например, из металлокерамики. Этот вариант шинирования имеет значительно больший срок службы и надежность, чем шинирование стекловолокном. Однако его стоимость выше, причем, значительно.
3. Шинирование зубов бюгельными протезами.
Большой плюс таких протезов в том, что они позволяют не только шинировать подвижные зубы, но и одновременно восстановить отсутствующие зубы. Более подробно об этом типе протезов вы можете узнать на приеме у врача ортопеда.
Уважаемые пациенты, выбирая тот или иной метод шинирования нужно понимать следующее: — Шинирование стекловолокном является временной процедурой. Если само шинирование сделано по всем правилам, пациент соблюдает гигиену и т.д., то срок службы такой стекловолоконной шины может достигать 3 лет. Лишь раз в год нужно показываться, чтобы отполировать ее. Но если передние зубы зашинированы, а у пациента отсутствуют «задние» жевательные зубы, то очень высокий риск поломки шины в самое ближайшее время из-за перегрузки. Т.е. перед шинированием стекловолокном очень важно запротезировать отсутствующие зубы, чтобы нормализовать прикус. Шинирование коронками, конечно, более надежно, срок службы металлических и керамических коронок заметно выше, чем стекловолоконной конструкции. Однако при пародонтите легкой степени тяжести не всегда имеет смысл обтачивать зубы под коронки (особенно в большом количестве). Бюгельные шинирующие протезы имеют много плюсов особенно для людей, которым не только нужно устранить подвижность зубов, но и восполнить большое количество отсутствующих зубов.
Статью подготовила: Заведующий отделением: врач-стоматолог-терапевт Логиновских Татьяна Сергеевна